ОПТИМИСТИЧНЫЙ СОТРУДНИК

Фактор «О»

Многое в  жизни не поддается нашему контролю: цвет глаз, раса или место рождения. Но существует обширная «ничейная территория», над которой мы в состоянии установить собственный контроль, либо уступить его кому-нибудь, либо вверить судьбе. Речь идет о способе нашего существования, взаимодействии  с социумом, выборе профессии, то есть о тех аспектах нашего бытия, где обычно мы располагаем некоторой свободой выбора. То, как мы думаем об этой части нашей жизни, может существенно усилить или ослабить наше влияние на нее.

В организациях и учебных заведениях преобладает точка зрения, что успех является результатом совместного приложения таланта и желания. Если человек потерпел неудачу, значит не хватило таланта или упорства. Но неудача возможна и в том случае, если и таланта и мотивации достаточно, однако не хватает веры в успех.

Степень талантливости сейчас можно определить с помощью многочисленных тестов, хотя весьма трудно повысить. Умелый проповедник, грамотный руководитель легко могут «замотивировать» свои аудитории. Тренинги и семинары могут «накачать» сотрудников фирмы и подстегнуть мотивацию. Однако, подобные взлеты относительно недолговечны.

Но что, если существует еще один фактор – оптимизм или пессимизм, который значит не меньше, чем талант или желание? Как определить «удельный вес» этого фактора «О» в общей структуре деятельности? Как его измерить и можно ли (нужно ли) учиться оптимизму?

Как это начиналось

В 1965 г. два американских психолога М. Cелигман и С. Майер провели ряд знаменитых «триадных» экспериментов на животных (собаках), изучая явление «приобретенной беспомощности».

М. Селигман описывает это опыты следующим образом:

Эксперимент был назван «триадным», поскольку в нем предполагалось участие трех групп животных.

 Собак первой группы подвергли болевому шоку (неприятному воздействию электротока). Нажав на специальную панель носом, собака могла отключить питание системы, вызывающей шок.

 Во второй группе собаки получало то же шоковое воздействие, но они были не в состоянии избежать боли – их собственная реакция не влияла на результат.

Третья группа была контрольной, шока не получала.

После того, как собаки приобрели соответствующий каждой категории опыт, все три группы были помещены в специальный ящик с низкой перегородкой. После включения тока оказалось, что собаки первой группы быстро сообразили, что могут избежать неприятного воздействия и перепрыгнули через барьер. Собаки контрольной группы, не подвергавшиеся ранее болевому воздействию, поступили также.

Но большинство собак второй группы, имевших ранее возможность убедиться в тщетности своих усилий, даже не попытались убежать, хотя вторая половина ящика, где они были бы в безопасности, прекрасно просматривалась. Собаки быстро сдались и легли на дно ящика, хотя их продолжало периодически трясти. Они так и не узнали, что прекратить мучения очень легко – достаточно перепрыгнуть через перегородку.   

Так был представлен эффект, получивший название «приобретенной беспомощности».

В 1971г. подобные эксперименты были проведены на группах людей. Конечно, никто не пытался «бить» людей током; опыты проходили с громким звуком или мигающим светом. Но принципиально, результаты были те же. Эффект приобретенной беспомощности был представлен очень ярко. Человек из «беспомощной» группы переносил свою беспомощность прямо в новый эксперимент. То есть оказалось очень легко «научить» человека беспомощности таким тривиальным раздражителем, как шум.

Чрезвычайно важным было следующее: каждый третий из тех, кого пытались ввергнуть в беспомощность, не капитулировал. А каждый десятый из тех, кого не подвергали шоковому воздействию, сдавался сразу. Это соответствовало и результатам, полученным в экспериментах с животными.

Так почему же один сдается легко, а другой – никогда? Кто способен выстоять, если отвергла любимая, рухнула карьера? И почему? Что помогает таким людям строить судьбу заново? Некоторые люди быстро оправляются от состояния беспомощности, другие – никогда. Почему одни остаются беспомощными только в конкретной ситуации, другие сдаются и в абсолютно новых обстоятельствах?

М. Селигман разработал тест, названный им «ASQAttributional style questionnaire» (опросник атрибутивных стилей). В ИП РАНе в лаборатории д.п.н., проф. В. М. Русалова в течение 3-х дет шли работы по валидизации теста. Необходимо было не просто корректно перевести опросник, но сделать его адаптивным к нашей культуре и добиться научной достоверности результатов. В результате получился представленный ниже «ТАС – тест атрибутивных стилей».

«Контрольный замер»

Уважаемый читатель, пожалуйста, проверьте свой «уровень оптимизма». Ответьте на вопросы теста. Важно, чтобы Вы прошли тест до того, как прочтете последующий анализ.

ТАС – тест атрибутивных стилей или «Тест на оптимизм»

Выберите в каждом пункте тот ответ, который кажется Вам наиболее подходящим, и обведите цифру, стоящую справа от выбранного ответа. Не обращайте внимания на цифры. Время ответов не ограничивается. Среди ответов нет правильных или неправильных.

1.              Проект, за который Вы отвечали, оказался весьма успешным.                  

А. Я обеспечил(а) успех проекта грамотной организацией

     работы.                                                                                                                          1

В. Успех был обеспечен усилиями всего коллектива.                                                 0

2.              Вы и Ваш(а) супруг(а), (друг, подруга) миритесь после ссоры.                   

А. Сегодня я быстро уладил(а) все разногласия.                                                         0

В.  Обычно я легко улаживаю конфликты.                                                                  1

3.              Вы заблудились, когда ехали к дому приятеля.                                                

А. Я неточно записал(а) адрес.                                                                                       1

В. Приятель неправильно объяснил дорогу.                                                                 0

4.              Вы прекрасно провели время в туристической поездке.                                

А. Мне повезло с погодой.                                                                                                0

В. Я удачно выбрал(а) время и маршрут.                                                                     1

5.              После переполненного событиями дня Вам никак не удается уснуть.      

А. Мне бывает нелегко уснуть после сильных волнений.                                        1

В. Я чересчур возбужден(а) сейчас, чтобы легко заснуть.                                       0

6.              На улице Вас догоняет человек, возвращая

оброненный Вами кошелек с крупной суммой денег.                                                

А. Мне встретился порядочный человек.                                                                    0

В. Это естественный поступок для большинства людей.                                     1

7.              Результаты психологического тестирования говорят,

что у Вас отличные нервы.                                                                                           

А. Я удачно ответил(а) на вопросы теста.                                                                0

В.  Я действительно спокойный, уверенный в себе

     человек.                                                                                                                          1

8.              Вы не прошли собеседование при приеме на работу и

      очень расстроились.                                                                                                  

А. Я трудно переживаю неудачи.                                                                                  1

В. Эта неудача была особенно  болезненной.                                                             0

9.              На людном перекрестке Вы столкнулись с другим пешеходом.                  

А. Я смотрел(а) в сторону.                                                                                              1

В. Куда он смотрел!                                                                                                          0

10.          На Вас смотрят с восхищением.                                                                         

А. Я обаятелен (обаятельна). На меня часто обращают внимание.                     1

В. Сегодня я в прекрасной форме.                                                                                  0

11.          В гостях в малознакомой компании Вы слышите

массу комплиментов в свой адрес.                                                                               

А. Какие приятные люди здесь собрались!                                                                   0

В. Что ж, я – личность незаурядная!                                                                            1

12.          В этом году Ваше здоровье было особенно хорошим.                                    

А. Обстоятельства позволили мне достаточно отдыхать

     и нормально питаться.                                                                                              0

В. Я организовал(а) свой режим так, чтобы мой образ

     жизни был здоровым.                                                                                                  1

13.          Вы обидели собеседника резким замечанием.                                                 

А. Нередко, я говорю, не подумав.                                                                                 1

В. Я высказался (высказалась), необдуманно.                                                              0

14.          Вы блестяще сдали серьезный экзамен.                                                           

А. Я уделил(а) много времени подготовке.                                                                  0

В. Я всегда упорно работаю для достижения своей цели.                                        1

15.          Вы оказались «юбилейным» покупателем магазина

и получили ценный подарок.                                                                                 

А. Как вовремя я оказался (оказалась) в этом магазине.                                           0

В. Удачные совпадения случаются в моей жизни нередко.                                      1

16.          Фирма, на которой Вы работаете, видимо, закроется,

но Вы откладываете поиск  новой работы.                                                               

           А. Страшновато менять работу.                                                                      0

В. Меня пугают серьезные перемены в жизни.                                                          1

17.          Пожилая тетушка одолевает Вас бесконечными просьбами.                     

А. Мне сложно отказывать людям в помощи, даже

    если моей добротой злоупотребляют.                                                      1                    

В. Я не могу отказать больной родственнице.                                                          0

18.          Вас напугала сцена дорожной аварии.

А. Я очень впечатлительный человек.                                                                         1

В. Я был(а) напуган(а) внезапностью происшедшего.                                               0

19.          Вы купили своему супругу (супруге, другу) подарок,

а он ему (ей) не понравился.                                                                                           

А. Я недостаточно продумал(а) покупку.                                                                    1

В. Уж очень он(а) привередничает.                                                                               0

20.          Коллега снова надоедает Вам жалобами, отвлекая от работы.                                  

А. Он постоянно чем-то недоволен.                                                                             1

В. Сегодня он совершенно невыносим.                                                                          0

21.          В ожидании очень важной встречи Вы буквально не находите

            себе места.                                                                                                               

А. Я, как правило, волнуюсь в подобных ситуациях.                                                  1

В. Сегодня – особая ситуация.                                                                                        0

22.           Вас обманули.                                                                                                         

А. Я чересчур доверчив(а).                                                                                                1

В. Напрасно я поверил(а) этому человеку.                                                                   0

23.           Во время коллективной игры ведущий выбрал Вас.                                        

А. Я сидел(а) на видном месте.                                                                                      0

В. Я был(а) активнее других.                                                                                           1

24.           Вы спасли человека, который мог попасть под машину.                                                    

А. Я быстро среагировал(а) на опасность.                                                                   0

В. Обычно, я быстро действую в экстремальных случаях.                                      1

25.          Вы стоите у края тротуара. Проезжающая машина

обдает Вас грязью.                                                                                                               

А. Как неудачно я остановился (остановилась).                                                         1

В. Водитель сделал это нарочно!                                                                                  0

26.          Вы успешно выступили перед незнакомой аудиторией.                               

А. Во время выступления я чувствовал(а) себя уверенно.                                       0

В. Как правило, я уверенно чувствую себя, общаясь с людьми.                               1

27.          Вы развеселили друзей забавным рассказом.                                                    

А. История была необыкновенно смешной.                                                                 0

В. У меня отличное чувство юмора.                                                                             1

28.          Изменения, которые Вы внесли в интерьер

квартиры, вызывают восхищение у всех знакомых.                                                 

А. Я удачно подобрал(а) предметы обстановки.                                                        0

В. У меня отличный вкус.                                                                                                1

29.          Малознакомый человек попросил у Вас денег в долг.

Вы отказали, но чувствуете себя неловко.                                                              

А. Мне всегда сложно говорить: «Нет».                                                                     1

В. Мне было сложно занять жесткую позицию.                                                        0

30.          Вы разбили любимую вазу тещи (свекрови, тети).                                        

А. Возмутительная неловкость с моей стороны!                                                     1

В. Этот шаткий столик в узком проходе – худшее место для вазы.                    0

31.          Вы победили в престижном профессиональном конкурсе.                            

А. Я был(а) отлично подготовлен(а) в этот раз.                                                       0

В. Я умею побеждать.                                                                                                     1

32.          Вы хотели бы сменить профессию, но не делаете этого,

так как Ваши близкие настроены критично.                                                            

А. Мнение близких людей вообще много значит для меня.                                      1

В. В этом случае я обязан(а) прислушаться к их мнению.                                        0

33.          Ваша подруга говорит что-то, оскорбляющее Ваши чувства.                          

А. Она постоянно болтает, не задумываясь о других.                                             1

В. Она выместила на мне свое плохое настроение.                                                   0

34.          Ваш руководитель обратился к Вам за советом.                                           

А. Я специалист, в той области, о которой он меня  спрашивает.                       0

В. Я могу давать дельные советы.                                                                               1

35.          Друг благодарит Вас за помощь в трудную минуту.                                    

А. Мне было приятно помочь хорошему человеку.                                                    0

В. Я помогаю любому, если это в моих силах.                                                              1

36.          У вас прекрасные отношения с соседями.                                                         

А. Мне повезло с соседями.                                                                                             0

В. Это моя заслуга.                                                                                                           1

37.          Фирма, куда Вы давно стремились попасть, приглашает Вас на работу.

А. Они поняли, какой я ценный работник.                                                                    1

В. Они нуждаются в новых сотрудниках.                                                                    0

38.          Ваш бутерброд упал маслом вверх.                                                                   

А. Редкое везение.                                                                                                             0

В. Мне часто везет.                                                                                                         1

39.          Вы проснулись от боли в желудке.                                                                     

А.Зачем я так плотно поужинал(а)?!                                                                           1

В. Все-таки рыба была некачественной!                                                                     0

40.          В сложной ситуации Вы поступили наилучшим образом.                              

A. Я принял(а) верное решение.                                                                                      0

В. Как обычно, я принял(а) верное решение.                                                                1

41.          Вы много ссоритесь в последнее время с любимым человеком.                   

А. Я стал(а) раздражаться по пустякам.                                                                    1

В. Его (ее) раздражает любая мелочь.                                                                          0

42.          Медлительный покупатель, стоящий перед Вами

у кассы супермаркета, вызвал Ваше раздражение.                                                  

А. Глупые задержки всегда раздражают меня.                                                          1

В. Я спешу сейчас, поэтому и нервничаю.                                                                    0

43.          Вы хорошо проявили себя в новой сфере деятельности.                               

А. Здесь я оказался (оказалась) на высоте.                                                                  0

В. У меня много самых разнообразных способностей.                                               1

44.          Вы сделали ненужную покупку, поддавшись уговорам продавца.                

А. Я теряюсь, если на меня «давят».                                                                           1

В. Я не устоял(а): у этого продавца просто бульдожья хватка.                            0

45.          Вы долго выбирали лотерейный билет

из множества разложенных на прилавке. Он оказался выигрышным.                  

А. Чистая случайность.                                                                                                   0

В. Я доверял(а) своей интуиции, выбирая билет.                                                        1

46.          Вы решили не брать зонт, и попали под дождь.                                             

А. Редкое невезение.                                                                                                         0

В. Типичная ситуация.                                                                                                      1

47.          Вы не можете разобраться в инструкции к бытовому прибору.                

А. Я что-то пропустил(а) в описании.                                                                          1

В. Какой болван писал эту инструкцию!                                                                      0

48.          Любимый человек обвинил Вас в эгоизме. Вы очень расстроились.                                                                                                                                                                                     

А. Я ранимый человек, меня вообще легко обидеть.                                                 1

В. Меня обидели несправедливые слова.                                                                      0      

Отложите тест на некоторое время, мы подсчитаем результаты позже.

Немного теории

М. Селигман предположил, что решение проблемы, относительно того, кто подвержен чувству беспомощности, а кто – нет, кроется в стиле объяснения, то есть в том, как люди объясняют сами себе  причину своих неприятностей.

Наш привычный способ объяснять неприятности, наш стиль объяснения – это нечто большее, чем просто слова, которые мы произносим при неудаче. Это привычка мыслить, приобретенная в детстве и юности. Стиль объяснения коренится непосредственно во взгляде на наше место в мире: считаем ли мы себя ценным и заслуженным либо бесполезным и безнадежным.

С точки зрения М. Селигмана существует три основных параметра стиля объяснения:

Постоянство  Если мы думаем о неприятностях в категориях «всегда» и «никогда», рассматривая их как постоянно действующий фактор, то наш стиль – постоянный, пессимистический. Если мы думаем категориями «иногда», «в последнее время», пользуемся ограничительной терминологией и считаем, что неприятности носят временный характер, наш стиль – оптимистический. Пессимист говорит: Вечно у меня так… Оптимист: Сегодня неудачный день

Оптимистический стиль объяснения хороших событий прямо противоположен объяснению плохих. Люди, которые верят, что хорошие события коренятся в постоянных причинах, более оптимистичны, чем те, которые объясняют их причинами временными.

Первый параметр – постоянство, характеризует, в течение сколь долгого периода человек находится в состоянии капитуляции. Объяснение плохих событий постоянно действующими причинами приводит к длительной беспомощности, временными –  обеспечивает запас прочности.

Широта  Постоянство – характеристика временная, широта – пространственная. Люди, которые дают универсальное объяснение своим неудачам, склонны капитулировать по всем направлениям, хотя неудача постигает их в одной конкретной области. Люди, которые придерживаются конкретного объяснения, могут оказаться беспомощными в одной области своей жизни, но твердо стоят на ногах в других.

Универсальные объяснения приводят к беспомощности во многих ситуациях, а конкретные – позволяют ограничить зону проявления беспомощности областью неприятности. Универсальное (пессимистичное) объяснение: все эти тестирования при профотборе – полная ерунда, они только отнимают время; конкретное (оптимистичное): этот тест мне явно не нужен. Пессимизм по параметру широты говорит о склонности человека к катастрофизации.

Оптимистичный стиль объяснения для хороших событий  прямо противоположен объяснению плохих событий.

Персонализация –  последняя характерная особенность стиля объяснения. Можно сказать, что это ответ на «проклятый русский вопрос»: кто виноват? Когда происходят неприятности, мы можем обвинять в них себя, обращаясь внутрь, либо других людей и обстоятельства, обращаясь вовне. Те, кто обвиняют в неудачах себя, приходят в итоге к низкой самооценке. Те, кто обвиняют внешние обстоятельства, не теряют самоуважения в неблагоприятных условиях. В целом, они больше нравятся себе, чем те, кто лишь себя считает виновником своих неудач.

 Вопрос, понравится ли нам сотрудник, который склонен в своих неудачах обвинять обстоятельства, начальников, коллег – кого угодно, но не себя?

Персонализация, в то же время – это такой критерий, где легче всего ошибиться. Она характеризует лишь то, что мы чувствуем относительно себя, в то время как широта и постоянство, более важные критерии, характеризуют то, что мы делаем: сколько времени ощущаем свою беспомощность и в каком количестве ситуаций. Персонализация – единственный критерий, который легко сфальсифицировать.

Надежда Обладаем мы надеждой или нет, зависит от двух категорий нашего стиля объяснения: широты и постоянства. Искусство надежды состоит в том, чтобы суметь обнаружить временные и конкретные причины неудачи. Постоянные причины экстраполируют чувство беспомощности в будущее, а универсальные – раздвигают ее границы в пространстве.

Безнадежность: я разослал 30 резюме и не получил никакого отклика. Надежда: это всего 30 предприятий из 300 в моей отрасли.

А что лично Вы думаете о причинах неудач, выпадающих на Вашу долю? Подсчитаем итоги теста.

КЛЮЧ К ПОДСЧЕТУ

1. ВН (время неудач) – вопросы №№ 5, 13, 20, 21, 29, 33, 42, 46 – проверяют, сколь постоянными Вы считаете причины своих неприятностей.

0 – 1             Вы весьма оптимистичны

2 – 3             умеренно оптимистичны

4                   слабый пессимизм

5 – 6             вполне пессимистичны

7 – 8             глубокий пессимизм.

2. ВУ (время успеха) – вопросы №№ 2, 10, 14, 15, 24, 26, 38, 40 – определяют постоянство в объяснении хороших событий.

7 – 8             Вы очень оптимистично настроены 

6                   умеренно оптимистичная оценка

4 – 5             промежуточный показатель

3                   умеренный пессимизм

0 – 2             весьма пессимистично.

3. ШН (широта неудачи) – вопросы №№ 8, 16, 17, 18, 22, 32, 44, 48 – параметр широты (конкретное или универсальное объяснение беспомощности).

0 – 1             очень оптимистично

2 – 3             умеренно оптимистично

4                   средний показатель

5 – 6             умеренно пессимистично

7 – 8             весьма пессимистично.

4. ШУ (широта успеха) – вопросы №№ 6, 7, 28, 31, 34, 35, 37, 43 – оценка оптимизма с позиции широты для хороших событий.

7 – 8             весьма оптимистично

6                   умеренно оптимистично

4 – 5             промежуточный показатель

3                   умеренный пессимизм

0 – 2             весьма пессимистично

5. ЯН (Я - неудача) – вопросы №№ 3, 9, 19, 25, 30, 39, 41, 47 – оценка персонализации в плохих условиях

0 – 1             очень оптимистично

2 – 3             умеренный оптимизм

4                   средний показатель

5– 6              умеренно пессимистично

7 – 8             очень пессимистично

6. ЯУ (Я - успешность) – вопросы №№ 1, 4, 11, 12, 23, 27, 36, 45 – персонализация в хороших условиях

0 – 2             очень пессимистичная оценка

3                   умеренно пессимистичная

4 –  5            промежуточная оценка

6                   умеренно оптимистичная оценка

7 – 8             очень оптимистичная оценка.

ИТОГ:      

Н = ВН (п. 1) + ШН (п. 3) + ЯН (п. 6) – итог по неблагоприятным событиям

У = ВУ (п.2) + ШУ (п.4) + ЯУ (п. 7) – итог по благоприятным событиям

(У - Н) – окончательный итог (число может быть отрицательным)

Если сумма «Н» лежит в пределах

3 – 5             Вы исключительно оптимистичны

6 – 8             Вы умеренно оптимистичны

9 – 11                       промежуточное значение

12 – 14         умеренный пессимизм

Любое значение, превышающее 14, требует обязательной коррекции.

Если сумма «У» больше или равна 19 – Вы относитесь к хорошим событиям весьма оптимистично.

17 – 19         Ваше мышление умеренно оптимистично

14 – 16         промежуточное значение

11 – 13         вполне пессимистично

менее 10     глубокий пессимизм.

Если разность (У - Н) больше 8, Вы весьма оптимистичны в широком диапазоне условий;

6– 8              Вы умеренно оптимистичны

3 – 5             промежуточное значение

0 – 2             умеренный пессимизм.

Меньше 0   Вы весьма пессимистичны.

 

Кто виноват, что делать, как жить дальше

Если у Вас получился неважный итог, то существуют четыре области, где Вы можете столкнуться с неприятностями. Во-первых, пессимист легче впадает в депрессию. Во-вторых, Вы добиваетесь меньших успехов, чем позволяют Ваши способности. В-третьих, Ваше физическое здоровье может оказаться хуже, чем следовало бы. И наконец, жизнь, видимо, приносит Вам недостаточно радостей. 

Статистически показано, что чем больше плохих событий переживает человек, тем чаще он болеет. Поскольку пессимисты встречаются в жизни с большим количеством плохих событий, их здоровье оказывается под угрозой.

В ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, чем оптимисты и чаще болеют. Оптимисты, склонные брать свою судьбу в собственные руки, с большей вероятностью занимаются профилактикой и лечением своих заболеваний. 

Если у Вас высокие показатели по обоим параметрам шкалы персонализации, в этом нет противоречия.  Такие результаты будут у человека, чья жизненная позиция определяется лозунгом «Я за все в ответе». Человек, живущий по принципу «От меня ничего не зависит» покажет противоположный результат – низкие показатели по параметрам ЯУ и ЯН. Такой индивид либо «несчастная жертва обстоятельств»  (он вряд ли будет выкладываться в процессе деятельности, поскольку знает, что у него все равно ничего не получится), либо «пофигист», позволяющий себе всякие «милые шалости», поскольку в его неудачах виноваты другие, а не он сам.

Понятна привлекательность отбора сотрудников с высоким показателем ответственности. Но здесь необходимо сделать предостережение. Человек не может контролировать и управлять всеми обстоятельствами и процессами своей деятельности: слишком высок уровень неопределенности в современном мире, есть пределы собственных ресурсов. Разумное определение границ  собственных возможностей поможет не взваливать на себя непосильный груз ответственности за все

В ходе авторской работы над тестом проверялись самые  разные группы людей: успешные бизнесмены и строители, приехавшие подработать из «ближнего зарубежья», студенты и научные работники, медики и пациенты в клиниках. Были отмечены интересные особенности объяснения причин постоянства происходящих событий (шкала Pm). Люди чаще всего выказывали пессимизм в отношении частоты хороших событий в жизни, но надеялись, что плохие события пройдут быстро.

Можно предположить, что данные стилевые особенности объяснения событий по шкале постоянства коренятся в особенностях нашей этнокультуры. Ситуации перманентного преодоления «временных трудностей», являются для многих граждан нашей страны, по сути дела, образом жизни. В этих условиях повышение «уровня оптимизма», надежда на перемены «к лучшему», являются своего рода механизмом защиты, адаптивной реакцией для осуществления приемлемых форм жизнедеятельности.

В то же время, стойкое убеждение, что «за все надо платить», и «бесплатный сыр – только в мышеловке», приводит к трогательному единодушию в объяснении хороших событий причинами случайными, ограниченными во времени. Большинство опрошенных, включая тех, кто был, в целом, настроен оптимистично, объясняли, что принижают значение положительного события и своей роли в его наступлении, опасаясь зависти окружающих и «чтобы не сглазить удачу»; и поэтому объясняли причины хороших событий в терминах случайных, локальных, кратковременных.

Иными словами, когда все складывается успешно, большинство людей  вместо того, чтобы получать удовольствие от благоприятных обстоятельств, склонны беспокоиться о том, чем придется «заплатить» за этот «кусочек счастья» и не окажется ли цена чрезмерно высокой.

Но ожидание неприятностей является, само по себе, мощным стрессогенным фактором, особенно в условиях напряженного рабочего ритма. Человеку, который занимается творческой деятельностью, известны минуты, когда работа становится невыносимой, он словно упирается в стену. От того, как человек ведет себя в этот момент, зависит его дальнейший путь: к беспомощности или работоспособности, к неудаче или успеху. Оптимизм обладает свойством помогать в работе. Он повышает способность к преодолению чувства творческой опустошенности, причем не только в индивидуальном порядке, но и на уровне организаций.

Разница между людьми, у которых приобретенная беспомощность исчезает быстро, и теми, кто страдает от ее симптомов более двух недель, обычно очень проста: у членов последней группы – пессимистичный стиль объяснения, и именно он превращает беспомощность, из краткой и локализованной – в  длительную и всеобъемлющую. Особенно это касается объяснений с позиции широты (шкала ШН). Человек, склонный по поводу конкретной неудачи говорить: Какой я неловкий… Вот так у меня во всем… с большой вероятностью столкнется с исполнением такого «самоподтверждающегося пророчества».

Приобретенная беспомощность превращается в полномасштабную депрессию, если человек, потерпевший неудачу – пессимист. У оптимистов неудача порождает лишь краткую деморализацию.

Стиль объяснения – очень устойчивая характеристика. Он формируется очень рано, еще в дошкольном возрасте. Считается, что чаще всего ребенок усваивает стиль матери. В последних исследованиях на эту тему высказывается мнение о наличии врожденной компоненты в структуре стиля объяснения. Было также обнаружено, что на протяжении длительного времени (лонгитюдные исследования в данной области длятся более 40 лет) может несколько меняться стиль объяснения хороших событий. Но, что касается объяснения неудач, стиль остается стабильным на протяжении жизни.

Кадровику на заметку

Во многих организациях в США при отборе сотрудников используют в батарее с другими тестами и опросник ASQ, авторская версия которого представлена в данной статье. В частности страховая компания «Metropolitan Life» пользуется такой стратегией: она нанимает тех претендентов, которые оказались в верхней трети списка по тесту ASQ, а по «Профилю карьеры» немного не добрали до проходного балла. В то же время, 25% самых пессимистичных кандидатов не подлежат найму, даже если они прошли другие тесты.

Ода пессимизму

У всех нас, кроме «беспросветных» оптимистов случаются приступы пессимизма. Является ли пессимизм колоссальной ошибкой природы или он необходим? Пессимизм помогает поддерживать реализм, в котором мы часто нуждаемся. Во многих исследованиях было установлено, что люди с пессимистичным стилем мышления в среднем обладают несколько более высоким интеллектом. Они гораздо точнее, чем оптимисты способны оценить возможности своего контроля над ситуацией. Можно сказать, что пессимисты печальнее, но мудрее.  Они (в отличие от оптимистов) охотно признаются как в успехах, так и в поражениях.

По мнению М. Селигмана «… Компании необходимы свои пессимисты, люди, которые прекрасно осведомлены о подлинном положении вещей. Они обязаны сделать так, чтобы оптимисты не забывали о суровой реальности. Юристы, финансовые директора, инженеры по технике безопасности – это «профессиональные пессимисты» – у каждого из них должно быть ощущение, что именно компания может себе позволить, а что представляет опасность. Их роль – предупреждать. Их знамя – желтый флаг.  … В успешно функционирующей корпорации должны быть оптимисты, мечтатели, торговцы и создатели.

Но во главе корпорации должен стоять директор достаточно мудрый и достаточно гибкий, чтобы сбалансировать оптимистичное видение одних со скорбным плачем других…». Какие сотрудники нужны Вашей организации?

И наконец

Оптимизм – всего лишь полезное дополнение к мудрости. Сам по себе он не способен привнести смысл в существование человека. Это инструмент, помогающий личности успешно достичь поставленных целей.

Вспомним опыт, описанный в начале статьи. Ту несчастную вторую группу собак, которых научили быть беспомощными. Что сделали с ними? Экспериментаторы брали скулящих трясущихся собак «за шкирку» и заставляли прыгать через перегородку в безопасную часть ящика. Их буквально таскали «туда и обратно» до тех пор, пока животное не усваивало, что от его собственных действий зависит избавление от страданий.

 И что самое удивительное: у собак, прошедших такую «школу жизни» невозможно было в дальнейших опытах воспитать беспомощность никакими методами. Более того, их щенки никогда не становились беспомощными. Звучит оптимистично?

 В когнитивной психологии хорошо изучены и достаточно широко представлены технологии коррекции объяснительных стилей. Оптимизму можно научиться. Может быть, об этом в следующий раз…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.               Акопович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск: Мысль, 1980.

2.               Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997.

3.               Под ред. Петрова В. В. Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна, 1998, с.317-381.

4.               Рудина Л. М. Тест на оптимизм (метод определения атрибутивных стилей), под ред. Проф., д.п.н. В. М. Русалова. М.: Наука, 2000.

5.               Селигман М. Э. П. Как научиться оптимизму. М.: Персей, 1997.

6.               Хилькевич А. П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М.: «Наука», 1999.

7.               Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. NY: IU Press, 1976.

Seligman M. What you can change & what you can’t: The ultimate guide to self-improvement. NY: Knopf, 1994.

Возврат к списку